В России наблюдается снижение расходов на корм для домашних животных
По результатам последних исследований, траты на товары для домашних питомцев за январь-февраль 2023 года снизились на 19-26%. Причинами стали закупки корма впрок, общая экономия семейного бюджета и сокращение рыночного ассортимента. Ожидается, что в течение года произойдет рост за счет импорта из Индии, Китая, Турции.
По подсчетам платежных сервисов, сокращение трат очевидно: за два первых месяца текущего года количество трансакций снизилось на 10%, а оборот на онлайн-площадках — на 26%. Заметно уменьшился и средний чек — 5,8 тыс. руб., что ниже данных прошлого года на 18%. По другой информации, общее сокращение числа покупок достигло 15%.
Если брать во внимание подсчеты по категориям, то видны следующие изменения: розничные продажи лакомств для домашних питомцев сократились на 11,7%, кормов для собак — на 7,9%. И только реализация кормов для кошек ушла в плюс — выросла на 1,3% в сравнении с 2022 годом.
Анализ причин снижения спроса
По мнению президента НАЗ Кирилла Дмитриева, россияне не спешат покупать корма для животных, потому что у них еще с прошлого года остались запасы. Это подтверждает и Татьяна Колчанова, гендиректор СПЗ. В начале 2022 года наибольшим спросом пользовалась импортная продукция. Причин ажиотажа две: вводимые Россельхознадзором ограничения на поставки товаров из-за границы и начало СВО на Украине.
Представители Россельхознадзора сообщили, что в страну поступают корма, состав которых не соответствует этикетке, а некоторые из них содержат компоненты ГМО. В 2023 году были произведены инспекции производителей товара из Италии, Франции и Испании. Проверка показала, что ветслужбы этих стран не реагируют на замечания и не принимают каких-либо мер.
Еще одна из причин снижения спроса — сокращение ассортимента. По словам Кирилла Дмитриева, оно также явилось результатом уменьшения импорта сырья и готовой продукции. В состав кормов бюджетной категории входит примерно 5% импортных компонентов, а в продукции премиум-класса их содержится 30-40%.
Вследствие потребительской экономии многие владельцы кошек и собак переводят своих питомцев на натуральный рацион или более дешевые корма. Снизился средний чек на лечебные и диетические виды кормов, которые всегда отличались более высокой стоимостью.
На фоне общей картины снижения расходов растут продажи продукции для домашних животных на маркетплейсах. За первые 2 месяца года они удвоились на Ozon и увеличились на 88% на Wildberries, причем на второй площадке корма российских производителей составляют примерно 69% от общего числа. Причина такого роста продаж лежит в низкой базе результатов торговых онлайн-площадок. В целом по России на маркетплейсах продается только 9% от общего количества товаров для домашних животных.
Прогнозы продаж на ближайшее будущее
Предполагается, что российский рынок товаров для домашних питомцев ждут положительные перемены. Татьяна Колчанова утверждает, что по итогам 2023 года показатели заметно вырастут. С учетом экономической ситуации в стране местные производители получили больше возможностей для развития бизнеса. Одновременно меняются каналы поставок сырья: европейские страны уходят на задний план, начинается активное наращивание импорта из Турции, Китая и Индии. Особое внимание уделяется дефицитному диетическому питанию для животных.
Вам может быть интересно: